Валентин Резниченко: «На радиорынке Украины практически не осталось станций, интересных нам с точки зрения слияния или поглощения»
- Что изменилось в работе радиогруппы УМХ после объявления о покупке UMH Group группой компаний ВЕТЭК? С кем из представителей новых собственников общались лично вы? Как поменялись планы в развитии радиогруппы? Или всё пока остается по-прежнему?
- Давайте смотреть на происходящие процессы сугубо с точки зрения бизнеса: большая успешная компания стала основным акционером другой большой успешной компании. Вы представляете объем усилий менеджеров, направленных в данный момент на синхронизацию бизнес-деятельности этого объединения? Поверьте мне, он колоссален. Ведь необходимо синхронизировать практически все аспекты деятельности - начиная от практик начального операционного уровня и вплоть до уровня стратегического менеджмента. Это вопрос не одного дня, недели или даже месяца. Ведь от принятия тех или иных стратегических решений в буквальном смысле слова зависит судьба всего проекта в целом.
17 лет у нас ушло на то, чтобы вырасти из региональной компании в одного из лидеров медийного рынка пост-СССР. 17 лет мы ежедневно принимали решения, какие-то из них были правильными, какие-то ошибочными - но правильных решений было намного больше, иначе бы мы никогда не достигли такого уровня развития. Весь этот опыт невозможно передать за короткий срок - я работаю в УМХ с момента создания и знаю, о чём говорю.
Также необходимо понимать, что для группы ВЕТЭК данная инвестиция является чистой реализацией бизнес-возможности на рынке, и в их планы никак не входит снижение прибыльности нового актива.
А что касается планов, то рамочные цели развития компании уже были публично объявлены новым акционером, так что предлагаю опираться на них.
- Известно, что радиогруппа УМХ в последнее время прибегает к услугам иностранных консультантов. Насколько это эффективно в украинских реалиях?
- Мы пользуемся услугами иностранных консультантов уже не первый год, и здесь необходимо очень четко понимать одну вещь: на медийных рынках успех или неудача проекта на 99% зависит от локального, местного менеджмента. Любой иностранный специалист по определению является носителем другой культуры, представителем другого общества и других традиций. Очень сложно, будучи гражданином, к примеру, Швейцарии, создавать востребованный продукт для Украины. Слишком разные рынки, страны и менталитеты.
Поэтому мы работаем с приглашенными специалистами больше в формате «вопрос - ответ». Мы используем их в качестве ходячей базы данных, если хотите. Например, планируя провести эфирную промокампанию, мы очень дотошно интересуемся, были ли подобные проекты на других рынках, какие узкие места вскрылись в процессе реализации, на какие подводные камни они наткнулись, каков был конечный результат. Это позволяет нам существенно экономить время. Это один аспект сотрудничества.
Второй - организация и проведение разнообразных исследований и тестов нашего продукта. Иностранцы делают это быстрее многих украинских компаний. Почему? Всё просто: у них большие рынки, спрос на исследования намного выше, в результате чего методологическая и техническая база развиваются намного быстрее.
Повторюсь: основная причина привлечения иностранных специалистов - экономия времени в процессе принятия решений. Мы не хотим учиться только на своем опыте - зачем нам самим наступать на грабли, если на них уже кто-то наступил перед нами?
- После приобретения радиосетей «Дача» («Мелодия») и «Мюзик-радио» (Relax) холдинг «ТАВР медиа» оторвался вперед от радиогруппы УМХ по показателям радиослушания. Хотя в последнее время УМХ удалось сократить разрыв и повысить показатели. Как вы собираетесь действовать дальше? Увеличивать покрытие существующих сетей (каких именно и за счет чего - получения новых частот, партнерства с локальными станциями или приобретения местных и региональных компаний), приобретать какую-либо из региональных или общенациональных сетей - с кем именно ведете переговоры?
- Возможно, то, что я сейчас скажу, будет несколько банально, но успех любого медийного актива зависит от успешного сочетания нескольких факторов. Не одного - а нескольких. Не существует в этом бизнесе одного волшебного хода, нет одной «таблетки от всего». Расширение уже существующих радиосетей за счет приобретения других игроков, безусловно, является одним из основных способов развития бизнеса. В данный момент, увы, на радиорынке Украины практически не осталось станций, интересных нам с точки зрения слияния или поглощения. Но мы, конечно, продолжаем внимательно следить за текущей ситуацией и не отбрасываем возможность сделок подобного формата в будущем.
- Недавно Игорь Гужва из нового медиахолдинга «Мультимедиа-инвест групп» объявил о планах запуска ньюс-/ ток-радио «Вести FM», над созданием которого работает команда, возглавляемая бывшими топ-менеджерами российского «Коммерсантъ FM». Как вы оцениваете перспективы такой станции/ сети?
- Я не знаю, какие цели и задачи ставятся перед ними, какими будут критерии успеха станции со стороны акционеров, - как я могу что-то оценивать? Могу только пожелать удачи.
- Как вы оцениваете результаты полутора лет работы GfK в качестве измерителя радиослушания по заказу «Радиокомитета»? Как отразилось внедрение нового исследования на продажах рекламы и интересе рекламодателей к радио как носителю?
- Мы получаем то, что нам было обещано. Это факт. Но исследования, увы, не единственная причина роста интереса рекламодателей к радио как носителю. Индустрии необходимо более консолидировано подходить к решению этого вопроса, один игрок не сделает погоды на рынке. Лично я считаю данную проблему ключевой в рамках следующих 3-5 лет и искренне рассчитываю на то, что совместные усилия большинства участников радиорынка позволят нам увеличить долю радио со среднеукраинских 3% до среднеевропейских 7%. По крайней мере мы со своей стороны приложим все усилия для достижения этой цели.
- Насколько вы подняли цены на рекламу и спонсорство в этом году? Какое повышение планируете на следующий год?
- С сентября мы повышаем цены от 5 до 23%, в зависимости от станции. О ценовой политике на 2014 год поговорим ближе к концу 2013-го. Слишком много времени еще впереди, не стоит бежать впереди паровоза. Украинский рынок рекламы полон сюрпризов, поверьте мне - я работаю на нем с 1996 года и знаком с этими сюрпризами не понаслышке.
- Как, по вашим прогнозам, изменится роль и значимость радио в современных реалиях и ближайшем будущем?
- Предлагаю посмотреть на эту ситуацию в ретроспективе. Когда появилось кино, все говорили, что умрет театр. Но театр остался вместе с кино. Появилось ТВ - и начали говорить, что ТВ убьет киноиндустрию. Что произошло на самом деле? Остались и театр, и кино, и ТВ. Теперь появился интернет, которому предвещают лавры могильщика всех остальных медиа. На самом деле, этого не произойдет. Как показывает практика, мир развивается несколько иначе - новые медиа не убивают старые, а дополняют и расширяют их, одновременно расширяя и увеличивая общую зрительскую и слушательскую аудиторию.
Основной вопрос, который сейчас стоит перед владельцами и топ-менеджерами уже существующих медиа: как лучше использовать открывающиеся возможности? И только тот, кто ответит на этот вопрос правильно, обеспечит себе стабильное безоблачное будущее в медиабизнесе. Радио по своей сути - фоновое медиа, медиадруг, медиапопутчик, и нам любое расширение способов доставки сигнала до пользователя только на руку. Чем больше каналов доставки, чем лучше наша дистрибуция - тем глубже наше проникновение и шире охват. Иными словами, хорошее будущее у радио, светлое.
- Как вы оцениваете перспективы цифрового радио? Когда следует цифровизировать радио в Украине? Какой формат цифрового радио, по вашему мнению, был бы лучшим для Украины и почему?
- Лично я совершенно не верю в то, что средняя украинская семья будет готова тратить деньги на покупку новых радиоприемников. Добавьте сюда всех автомобилистов, которые будут вынуждены выбросить старые, но работающие магнитолы и вместо них установить новые. В чём уникальная потребительская ценность подобного решения? Я ее не вижу! Многие говорят, что, мол, слушатели получат доступ к огромным массивам разноплановой музыки, но, простите, у них уже есть такая возможность - через флеш-карты и МР3 проигрыватели, доступные практически во всех устройствах. Так что мне подобный сценарий не представляется реальным. И перспективы развития цифрового радио в Украине я, простите за игру слов, оцениваю как бесперспективные. По крайней мере, в ближайшие 5-7 лет.
В этом вопросе очень многое зависит не от конечного потребителя, а от технологических инноваций в области IT. Радио - это медиабизнес, а сугубо технологические решения лежат в области компетенций совершенно других компаний, например, таких гигантов как Microsoft, Google и Apple. Скорее всего, именно они будут менять правила на рынке дистрибуции сигнала через создание каких-либо собственных платформ. Главное ведь - не способ доставки контента, а сам контент. И он у нас есть.