Ярослав Пахольчук, «1+1 медиа»: Государство не знает, как отключить аналог
Исполнительный директор и директор по развитию платного телевидения «1+1 медиа» — о готовности к отключению аналога, договоренностях с «Зеонбудом», новых ценах для кабельных провайдеров и планах на лицензию телеканала Business.
Несколько дней назад «Детектор медиа» опубликовал интервью с директором по стратегическому развитию StarLightMedia Федором Гречаниновым и гендиректором сейлз-хауса StarLight Sales Андреем Партыкой о влиянии отключения аналогового эфирного вещания на телевизионный, рекламный рынки и рынок провайдеров. Сегодня мы представляем вашему вниманию точку зрения исполнительного директора и директора по развитию платного телевидения «1+1 медиа» Ярослава Пахольчука. Оба разговора мы начали с одного и того же вопроса: действительно ли с 1 сентября на большей части территории Украины аналог будет отключен.
— Ярослав, с вашей точки зрения, являются ли даты отключения аналогового вещания — 31 июля в Киеве и Кировоградской области и 31 августа по всей Украине — окончательными? Или они еще могут измениться — например, потому что тестовый период покажет неудовлетворительные результаты, или возникнет новый конфликт в Нацсовете, или что-то еще?
— Очень хочется верить, что так оно и будет (аналог будет отключен. — ДМ). Но уже конец июля, а остается много открытых вопросов, которыми государственный регулятор должен был заниматься последние несколько месяцев, а не всем тем, о чем писали СМИ. Большинство национальных каналов в своем эфире уже «пугают» население отключением аналогового эфирного вещания, а как это сделать — государство не знает. В понедельник была встреча в Кабмине, на которой в очередной раз так и не договорились, как это сделать.
В частности, действующее законодательство не предусматривает переход на цифровое вещание как основание для аннулирования аналоговых эфирных лицензий. Но почему-то процедура переоформления лицензий не была реализована, и у вещателей на руках одновременно остались две лицензии — на аналоговое и цифровое эфирное вещание, чего не должно было случиться — одна лицензия должна была заменить другую.
Также вопрос, что будет с действующими договорами с операторами телекоммуникаций, такими как КРРТ, «Укртелеком». И имеет ли Нацсовет достаточно полномочий для принятия решения об отключении аналогового телевидения?
Но еще есть время, и если очень постараться — то можно успеть. Или через несколько лет он, аналог, умрет сам.
— Есть ли у вас понимание, где именно в Украине аналог останется даже после отключения (восток, юг, север...)? Сколько передатчиков останутся неотключенными?
— Официально такую информацию нам не предоставляли, но мы знаем, что данный перечень, согласно Плану поэтапного отключения аналогового вещания, должны были подготовить Нацсовет совместно с МИП. На сегодняшний день можно утвердительно ответить, что передающие средства, расположенные в зоне ООС и приграничных территориях, однозначно должны работать. Государственные институты должны принять взвешенное решение по количеству отключаемых передатчиков на этой территории и ни в коем случае не ослабить информационную безопасность государства. (18 июля Кабмин принял уточнения в постановление об отключении аналога, которые касаются частичного сохранения аналогового вещания; но текста документа пока нет. – ДМ.)
— По оценкам «Зеонбуда», в зоне вне покрытия цифровым сигналом находятся 400 тыс. жителей Украины. Вы делали собственные замеры: сколько их, по вашим оценкам? Достроит ли «Зеонбуд» обещанные 47 передатчиков и когда?
— Наши исследования и оценки говорят о другом. Такого населения (не домохозяйств) в разы больше. На эту тему спекулировать не хочу, так как практика показала, что никому до этого нет дела. Даже государству, которое должно заботиться о доступе населения к информации и своей же национальной безопасности. Ведь сотни тысяч украинцев останутся без доступа к ТВ. Скоро, после отключения, мы увидим реальную картину, и тогда пускай госорганы сами разбираются с этой проблемой, только люди уже останутся без экрана.
Относительно строительства 47 передатчиков — это скорее вопрос к компании «Зеонбуд» и Нацсовету. Весной этого года в присутствии членов Нацсовета, представителей медиагрупп и «Зеонбуда» была достигнута договоренность, где «Зеонбуд» брал на себя обязательства достроить 47 передающих станций для улучшения покрытия. Ни о каких конкретных действиях с его стороны нам ничего не известно. Хотя это, конечно, был бы хороший пиар-ход для «Зеонбуда».
И не стоит забывать, что мы неоднократно говорили о том, что без каких-либо затрат, только поменяв существующую модуляцию 256 QAM на 64 QAM, можна значительно улучшить зону уверенного приема, так как это сравнимо с увеличением мощностей действующих передатчиков — примерно в два раза.
— В протоколе совещания у Владимира Гройсмана от 12 июня одним из пунктов значится рекомендация Госспецсвязи, КРРТ и «Зеонбуду» рассмотреть вопрос о заключении долгосрочных договоров с вещателями на обоснованных тарифах, а Госспецсвязи и КРРТ — оптимизировать структуру доходов и расходов. Насколько они готовы прислушаться к этим рекомендациям?
— Сразу после публикации этого протокола у нас были консультации с «Зеонбудом» и КРРТ, но, к сожалению, они так и остались на уровне консультаций. Хочется верить, что они делают «домашнее задание».
Позиция медиаиндустрии проста: мы хотим платить только за то, что реально используем. КРРТ не должен нам выставлять счета за те вышки, которые не используются телевещателями. И не должен эти расходы перевыставлять «Зеонбуду», который впоследствии перевыставит эти расходы опять-таки телевещателям. Если у КРРТ есть ненужные вышки — демонтируйте их или финансируйте за счет других фондов.
Аналогичная ситуация с контрактом с «Зеонбудом» (это документ еще 2011 года) — позиция телеканалов в нем очень незащищена. Фактически договоренности между каналами и «Зеонбудом» являются «понятийными», так как конечная цена регулирется письмом-уведомлением от оператора. С такой же легкостью он его может отзывать или изменять.
— Насколько сократятся ваши расходы на доставку цифрового и аналогового сигнала после отключения аналога?
— На данный момент обслуживание аналоговой сети для «1+1 медиа» обходится до 150 млн грн. ежегодно, хотя мы понимаем, что обслуживание эфирной цифры вырастет, а вот насколько — пока трудно ответить.
— Будет ли отсрочено кодирование спутникового сигнала? На какой срок? Есть ли уже четкая договоренность об этом между всеми медиагруппами?
— Если аналоговый эфир будет отключен согласно плану, до 1 сентября, тогда сроки кодировки перенесутся на май 2019 года, так как между этими событиями должно быть не менее 6–9 месяцев для органического насыщения рынка приемными устройствами.
— Сколько вы инвестировали в приставки для приема спутникового сигнала и станет ли для вас заметным замораживание этих средств на какой-то срок?
— В приставки инвестируют не только телегруппы. Согласно результатам исследования, в платный спутниковый сегмент должны перейти до 1 млн абонентов. Если каждому нужно по одной приставке, это $25 млн в закупке. Вот и считайте, кто, сколько и куда инвестировал.
— Когда вы будете готовы объявить цены для кабельных провайдеров на 2019 год? Как сильно они могут вырасти и от чего это зависит?
— Тут ничего нового. Мы действуем согласно ранее озвученной позиции и заблаговременно об этом информируем рынок. В следующем году стоимость каналов «1+1 медиа» вырастет вдвое для всех провайдеров за исключением ОТТ-сегмента, к цене которого мы и хотим привести весь рынок, раз уж мы говорим о технологической нейтральности и честной конкуренции. По нашему мнению, это справедливая цена за производимый нами эксклюзивный качественный отечественный контент.
— Нацсовет не продлил цифровую лицензию телеканалу Business. Планирует ли ваша медиагруппа участвовать в конкурсе на это место в мультиплексе?
— Я считаю, что было бы справедливо выдать эту лицензию, например, УНИАН ТВ, у которого есть цифровая лицензия на МХ-4, но без оператора связи. Поэтому для того, чтобы выполнять условия лицензии, мы бы хотели все-таки получить оператора цифровой сети и наконец-то начать вещание.